21 Апрель

Пурпурное высочество Принс. Часть 1.

Без рубрики

Спонсор сладкого месяца – PromoHeads PPC.
Оплата за каждый клик, стабильнее заработка не придумаешь.


Впервые я услышал про такого музыканта как Принс – в известном всем фильме Красотка. Тогда рыжая проститутка Джулия Робертс лежала в джакузи гостиничного номера скупщика компаний Ричарда Гира и напевала песню Kiss. Гир подошел к ней, она сняла наушники, улыбнулась, и состоялся примерно следующий диалог:

Джулия: «Don’t you just love Prince?»
Ричард: «More than life itself.»
Джулия: «Don’t you not?»

Ну да, наши переводчики перевели этот момент криво. Наверно, потому что Принса у нас знают так же, как уступают прохожим на дороге.

джулия робертс

Не могу сказать, что я уже тогда сразу заинтересовался его творчеством. Но когда заинтересовался, спустя годы, тогда и полюбил.

Пожалуй, чаще всего Принса ассоциируют с Майклом Джексоном. Сейчас в меньшей степени, нежели в 80-ых, но все же что-то такое осталось. Осадочек. На самом деле, они совсем разные, хоть и похожи.

Родились в один год, даже в один сезон. Принс (это не титул, а настоящее имя) в начале лета 58-го, Майкл в конце. Оба черные, но если Джексон со временем превратился в просто фрика, то Принс стал своего рода белым со смуглой кожей. Едва ли скажу корректнее.

Оба вышли на свой пик творческого прорыва в 80-ых. Майкл в 82-ом с альбомом Thriller, Принс в 84-ом с Пурпурным Дождем (Purple Rain), который одновременно являлся саундреком к одноименному фильму.

Оба и девяностые начали настолько же ярко, настолько печально и закончили. Общего много, но этот пост посвящен лишь одному из них. Того, кого я больше уважаю/ценю и чье творчество я больше люблю. И это существо – Пурпурное Высочество Принс (далее местами ПВП):

Пурпурный Дождь


70-ые

Я, пожалуй, пропущу этап рассказа про детство, начну с первых творческих попыток. Они не были яркими, старт карьеры нельзя было назвать каким-то прорывом в духе модных нынче звезд/групп, которые по кусочкам собирают продюсеры. В конце 70-ых еще не было MTV, да и вообще едва ли черным музыкантам тогда приходилось сладко.

После некоторых попыток заиграть в полудворовой группе Grand Central (этап средней школы) / Champagne (уже высшей школы) Принс решил попробовать сделать все сам ради заключения контракта с большим лейблом. В буквальном смысле – все сам. Клавишные, барабаны, бас и лид гитары. Плюс, конечно, вокал. Уже тогда этот парень брался за все и, что весьма странно, из этого что-то да получалось. Наклевывалось.

В дальнейшем, экспериментирование со всем подряд вылилось в гуляния от одного жанра к другому. От сопливого поп до фанка. От мелодий в стиле Guns N’ Roses до джаза. ПВП экспериментировал даже с репом в годы его активного развития в начале девяностых.

Словом, он на протяжении всей своей карьеры длиной в треть века никогда не стоял на месте, не шел по накатанной, как это обычно бывает у успешных групп и исполнителей. Но я немного отвлекся.

Так вот, получив в распоряжение, точнее в аренду студию звукозаписи за небольшую халтурку, он со временем записал первую демо-запись. Затем был заключен контракт с Warner Bros. И начал записываться первый альбом по уже, насколько я понимаю, давнишним наработкам.

Название простое – For You. Это был период расцвета диско, 78-ой.

for you prince

Альбом наивный и простенький, я полагаю, в духе того времени. Принято считать, что ПВП с самого начала проповедовал жанр фанк, но это было больше похоже на тот самый сопливый поп, хотя порой разницу между одним и другим я не улавливаю. В остальном. Отвратительная обложка, отсутствие стиля во внешности. Не то чтобы это было важно. Это к тому, что Принс тогда еще не был Принсом.

Не стоит начинать свое знакомство с его творчеством с этого творения, если только нет принципиальной цели двигаться от раннего к позднему. Я планировал в этом посте сделать что-то вроде рейтинга альбомов с десятибалльной шкалой. For You получил 5 и 10 (если без скидок).

Продавался альбом плохо, но эта фраза была бы уместна по отношению к большинству альбомов Принса. Выпуская их каждый год или максимум через год на следующий, Принсик не уделял много времени гастролям и пиару своих творений. Да и музыку часто нельзя было назвать коммерческой. Это странно, но, как правильно заметил один человек, он был и является коммерческим музыкантом с некоммерческой музыкой. Порой слишком сложной (не в самом начале карьеры), особенно для слушателя из России, а порой некоммерческой по определению. Ну, скажем, что коммерческого во фьюжн-джазе?

Вот табличка продаж альбомов Принса (create by alexG):

Можно отметить три всплеска – 1999, Purple Rain, Diamonds & Pearls. Суммарный показатель продаж гораздо меньше, раза в два, чем у Джексона или Мадонны. Притом, что альбомов у ПВП больше, чем у этих двоих вместе взятых. Причины уже описывались выше.

Однако я опять забежал вперед. Не долго думая, после первой попытки последовала вторая – альбом, который так и назывался – Prince:

альбом prince

1979-ый год. Ох, как мне не нравится такая прическа. По альбому хочется сказать, что это было уже более серьезной работой. Местами напоминало прошлый альбом, местами Принса из восьмидесятых. Выделить стоит трек – Why You Wanna Treat Me So Bad? с божественным гитарным соло в концовке. Я его выложу в посте (плагин Audio player):

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.

По альбому – 7.5 из 10.

Альбому Prince необходимо было иметь хоть один хит, чтобы обеспечить хорошие продажи и компенсировать превышение бюджета первого альбома. Беспокойства по этому поводу достаточно быстро рассеялись, благодаря успеху сингла I Wanna Be Your Lover, который достиг № 1 в категории «ритм-энд-блюз» и почти попал в Топ 10 в категории «поп».

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.

I Wanna Be Your Lover открывает альбом, за ней следует гитарная композиция в стиле рок-н-ролл Why You Wanna Treat Me So Bad?. Минималистская фанк композиция в стиле диско Sexy Dancer идет следом, ее отличительные черты – это фортепианное соло и крики Принса. Затем энергичный темп альбома замедляется романтической балладой When We’re Dancing Close and Slow.

Вторая сторона начинается с другой баллады With You. Эта песня была позже отдана протеже Принса Джилл Джонс для ее одноименного альбома 1987 года. Затем следует композиция Bambi, полная зажигательных звуков электрогитары. И снова темп альбома замедляется балладой Still Waiting, в которой Принс поет о том, что он не слишком молод для того, чтобы знать, что такое любовь. Композиция I Feel for You была намного позже записана Чака Хан и помогла ей воскресить свою карьеру. В финале звучит баллада It’s Gonna Be Lonely.

В целом, Принс предстал здесь более многогранным исполнителем, поэтому этот альбом был воспринят аудиторией гораздо лучше, чем предыдущий. Альбом Prince достиг № 3 в категории «ритм-энд-блюз», а также получил «золотой» статус. Тем не менее, культ музыканта начался только после выхода его третьего диска Dirty Mind.

К слову, в ту пору он был маленьким и обдолбанным. Хотя нет, маленьким он был всегда (1.57 метра, на публике обычно в каблуках), а обдолбанным все 80-ые, но все же тот период совсем безбашенный.

1979 Принс



80-81-ый

Начало восьмидесятых было поворотным моментом. Будущее Пурпурное Высочество в своих альбомах отошел от образа милого и романтичного плюшевого любовничка и стал формировать скандальный, слегка пошловатый стиль. В текстах появилась тема